Не вернулись из боя...

Тип статьи:
Авторская

В этой истории еще много белых пятен, воспоминания очевидцев очень противоречивы.Да и не осталось уже этих очевидцев. Их воспоминания собирались в 2008 году, и, к большому сожалению, никоим образом не фиксировались. Хотя можно было тогда попросить стариков написать о событиях июля 1942 года на листке бумаги или записать их воспоминания на диктофон. А так, приходится принимать во внимание субъективный фактор, а человеческая память – штука ненадежная.

Но отложим пока в сторону воспоминания. С чего же началась эта история? В 2014 году в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации российскими поисковиками был найден интересный документ. Найден, видимо, совершенно случайно, как зачастую и бывает. Среди документов одного танкового соединения обнаружилось донесение о том, что в июле 1943 года в районе города Богучара в поле рядом с обломками самолета танкистами был найден орден Ленина за номером 9233. Не зря ведь говорится, «что написано пером, не вырубитьи топором!». Документ – есть документ! И спасибо людям, нашедшим этот документ, и по номеру ордена установившим, кого наградили этой высокой наградой. Поверьте, это очень непросто сделать.

Найденный орден Ленина принадлежал Михаилу Ивановичу Кравцу, старшему лейтенанту 57-го бомбардировочного авиаполка 221-й бомбардировочной авиадивизии. Михаил Кравец получил свою награду еще осенью 1941 года за бои на Западном фронте. Далее, используя рассекреченные архивные документы, установили, что стрелок-бомбардир Михаил Иванович Кравец 11 июля 1942 года пропал без вести, не вернулся из боевого задания.

Изучая донесения о безвозвратных потерях 221-й БАД, поисковикам удалось узнать и состав экипажа, в составе которого Михаил Кравец отправился в свой последний полёт на самолете-бомбардировщике «Бостон». Экипаж: летчик - младший лейтенант Николай Петрович Шенин, родом из Новосибирской области, стрелок-радист - старший сержант Леонид Матвеевич Репин из Мордовской АССР, воздушный стрелок - сержант Виктор Ульянович Судников из Гомельской области, и стрелок – бомбардир Михаил Иванович Кравец из Киевской области.

В начале июля 1942 года 57-й БАП в составе 221-й БАД прикрывал отход частей Красной Армии к берегам Дона. Немцы рвались к Сталинграду и на Кавказ, а советские войска, избегая окружения, пытались выйти к донским переправам и занять оборону на левом берегу великой русской реки. Наши летчики бомбили наступающие части противника в районе Острогожска, Россоши, Ольховатки, Кантемировки, Новой Калитвы.

К 7 июля авиадивизия перелетела на новый аэродром в Новомеловатке Калачеевского района. Старый аэродром на левобережье Дона пришлось оставить. 11-го июля огромные колонны немецких танков, автомашин и другой техники двигались по богучарским дорогам. Немцы наступали на юго-восток – к Сталинграду. В Богучаре уже сутки хозяйничали оккупанты. Галиевская переправа еще находилась в наших руках, переправа в районе Новой Калитвы была разрушена. Все стремились к станице Казанской. Летчики 57-го авиаполка проводили воздушную разведку, докладывали командованию фронта о том, где находятся советские войска, а где войска противника. В ходе отступления наши и немецкие части перемешались, и шли параллельно в этой страшной гонке -кто быстрее успеет к переправам.

Вот выдержка из разведывательной сводки 8-й Воздушной Армии № 192 за 11 июля 1942г. Ценой своей жизни эти разведданные добывали и летчики 57-го авиаполка.

«...От Нов.Калитва на Твердохлебовка до 100 подвод, наблюдением в 13.30 отмечено движение до 40 танков, 400 подвод тремя группами. От Смаглеевка на Богучар сплошная колонна танков и автомашин. В 7.05 на участке Талы – Богучар отмечено до 150 танков и 150 автомашин. Фотографированием в 10.00 на участке Смаглеевка – Расковка 256 автомашин…

11.00 – 12.50 от Бурсаков на Нов. Александровка… движение сплошных колонн автомашин с артиллерией, принадлежность не установлена. В пункте Талы до 40 танков, наблюдением в 16.30 отмечено до 70 танков…. От Титаревка до Шуриновка … до 100 автомашин. От Кантемировка на Данцевка до 30 танков. От Радченское на Медово до 150 автомашин, наблюдением в 17.15 от Радченское на Широкий 250-300 автомашин, принадлежность не установлена…»

Николай Петрович Шенин командовал звеном «Бостонов» (Б-3) 1-й авиаэскадрильи, ведомые самолеты вели летчики сержанты Дмитрий Дмитриевич Чирков и Николай Яковлевич Недогреев. Это звено получило приказ бомбить наступающие войска противника на дороге Кантемировка – Богучар. В 10-45 звено «бомберов» вылетело на выполнение боевого задания.

Выдержка из оперативной сводки штаба 8-й Воздушной Армии № 0294 от 11.07.1942г.:

«3. 221 БАД – бомбардировочным налетом группами 4-6 самолетов уничтожала матчасть транспортных самолетов противника на аэродроме Марьевка; атаковала мотомехвойска в движении по дорогам от Талы на Богучар…Боевыми действиями выведено из строя – 24 автомашины с пехотой противника…

На аэродроме Марьевка сожжены и разбиты на земле 10 транспортных самолетов противника типа Ю-52. В момент налета …бомбардировщики были атакованы группами 6-8 Ме-109. Ведя оборонительный бой групповым бортовым огнем пулеметов сбиты 2 Ме-109 в районе аэродрома.

Свои потери – четыре Б-3, из них один Б-3 сбит в воздушном бою в районе аэродрома;три Б-3 не вернулись на свой аэродром с боевого задания…».

В ЦАМО РФ в боевом донесении 57-го БАП № 062 за 11.07.42 г. есть такая запись:

"… штаб 57 БАП Н.МЕЛОВАТКА 13.30

1.57 БАП за период 10.45 - 12.43 двумя звеньями произвёл взлёт с задачей:

а) пятью самолётами бомбардировать мотомехчасти противника в движении по дороге Смаглеевка – Богучар.

б) одним самолетом бомбардировать переправу через р. Дон между пунктами Богучар и Бычок.

2. 10.45 звено 1 авиаэскадрильи под командой командира звена мл. лейтенанта ШЕНИНА произвело взлёт на выполнение задачи. К 13.00 звено в полном составе с боевого задания не вернулось".Все летчики звена Николая Шенина считаются пропавшими без вести.

«Бостоны» вылетели для второго удара по противнику без сопровождения истребителей прикрытия, и, скорее всего, были сбиты вражескими истребителями. Немецкие «мессершмитты» Ме-109 базировались недалеко от Ольховатки на аэродроме Марьевка. И один немецкий летчик из этой авиационной части заявил о сбитом им «Бостоне» в 9-58 по берлинскому времени. 10-58 по Москве…

Георгий Алексеевич Осипов, в июле 1942 года командир 1-й авиаэскадрильи 57-го БАП, впоследствии вспоминал: «Истребителей сопровождения не было… Конечно, экипажи бомбардировщиков без непосредственного сопровождения своих истребителей чувствовали себя менее уверенно, но все понимали, что сопровождать нас некому, а враг рвался на юго-восток и надо было напрячь все силы, чтобы его остановить и нанести ему максимальный урон».Вот так воевали наши летчики!

Командиры звеньев 1-й эскадрильи Сергей Митин и Николай Шенин дружили и часто подшучивали друг над другом. Георгий Осипов рассказывал о своих боевых товарищах: «Оба они были смелые и мужественные командиры. Но действовали в боевых вылетах по-разному. Если Шенин всегда шел напролом, не обращая внимания ни на какое противодействие, то Митин в каждом вылете применял различные тактические приемы и проявлял тактическую хитрость для преодоления противодействия зениток и истребителей.

— Медвежья тактика — лезть напролом — хороша в лесу, а не в небе, — подтрунивал над своим другом Митин.

— Хитрость только заменитель ума, а не ум, — парировал ему Шенин».

Летчики 57-БАП глубоко переживали гибель экипажей звена Николая Шенина. В своей книге «В небе бомбардировщики» Георгий Осипов так описывает события 11 июля 1942 года: «Ни один человек из экипажей этого звена не вернулся в полк, и как они погибли, осталось неизвестным. Прошло четыре часа после их вылета, и мы, потеряв всякую надежду на возвращение звена Шенина, обсуждали возможные предположения об их судьбе. Рябов (штурман 2-й эскадрильи) считал, что все самолеты звена сбиты немецкими истребителями, а Гладков (командир 2-й эскадрильи) предполагал, что, возможно, они потеряли ориентировку и произвели посадку на другом аэродроме.

Все так спорили, что не заметили, как к нашему аэродрому подлетели шесть истребителей Ме-109… Сделав по четыре захода, истребители противника сожгли один наш бомбардировщик, а другой сильно повредили пушечным огнем. Три других бомбардировщика, хорошо замаскированных на стоянке, немцы не обнаружили. Вся штурмовка продолжалась десять минут».

После вражеского налета на Новомеловатку командование авиаполка решило не искушать судьбу и перебазироваться на аэродром совхоза «Воробьевский». А 18 июля полк в полном составе перелетел в район Сталинграда.

Все летчики экипажа Николая Шенина приказом Военного Совета Сталинградского фронта от 9 августа 1942 года № 9/н были награждены правительственными наградами. Кравец и Шенин – орденами Красного Знамени, Репин – орденом Красной Звезды, Судников – медалью «За отвагу». По всему выходило, наградили летчиков посмертно…

В 2008 году богучарские поисковики из отряда «Память» обследовали место крушения самолета между селами Расковка и Травкино. Командиру отряда Николаю Львовичу Новикову сообщили, что местное население активно вывозит оттуда цветной металл. Поисковики сразу отправились на место, но, к сожалению, им удалось найти немногое: мелкие детали самолета, сохранившийся винт, и самое главное, табличку с двигателя самолета. На этой табличке – шильде четко читалось «Made in USA», номера двигателя прочесть не получилось. Поисковики тогда верно предположили, что ими найдено место крушения ленд-лизовского самолета «Бостон». На тот момент богучарские поисковики еще не обладали информацией из архивных документов, и Николай Новиков поручил Николаю Кальченко распросить местных старожилово сбитом самолете.

Весной 2015 году мне удалось пообщаться с Николаем Кальченко. Сначала я рассказал Николаю, что коллегам-поисковикам удалось установить состав экипажа пропавшего 11 июля 1942 года «Бостона» благодаря найденному еще в 1943 году ордену Ленина. И что поисковики, и просто неравнодушные люди разыскивают родственников летчиков. А у нас, у богучарцев, есть возможность помочь в поисках информации непосредственно на месте крушения самолета.

Мы вначале стали обсуждать, мог ли самолет этого звена погибнуть в районе сел Раскова - Травкино. И сошлись во мнении, что это вполне могло быть. Наши самолеты прилетели с аэродрома в районе Калача Воронежской области, и возвращаться с задания по бомбежке дороги Богучар — Кантемировка должны были в северо-восточном направлении на свой аэродром. А обломки самолета нашли южнее этой дороги. Но если «Бостоны» вылетели без прикрытия истребителей, то, встретив немецкие истребители, могли уходить от них в южном и юго-восточномнаправлении. Или уже подбитый «Бостон» далее летел без управления, или экипаж пытался дотянуть до линии фронта. 11 июля линия фронта в Богучарском районе проходила по реке Дон.

Николай рассказал свою версию событий 11 июля 1942 года: «Самолет сбили немецкие истребители. В районе хутора Козловка (юго-западнее Травкино 7-8 км) из самолета выпрыгнули с парашютами два летчика. Приземлились на пшеничном поле, их увидели немцы на мотоциклах. Спрятаться летчикам днем было негде, лесов у нас нет, пешком от мотоцикла не убежишь. Пойманных летчиков немцы привели на край хутора Козловка, это место по местному называлось «Млын», потому что возле мельницы. Немцы допросили наших летчиков, местное население, конечно, близко не подпускали. Затем пленников немцы расстреляли».

Местные вспоминали, что вместе с немцами из соседнего Кантемировского района пришел полицай. Этот полицай позарился на новое обмундирование пилотов. Местные жители стали их похоронить, а полицай сказал: «Я заберу их форму, им она уже ни к чему!» Но хуторяне не дали ему этого сделать, так и похоронили летчиков в местечке «Млын» хутора Козловка. Но на следующее утро увидели, что могилка разворочена, и с полузасыпанных мертвых сняты сапоги и одежда. Видимо, полицай сделал то, что задумал.

Точная дата ни у кого в памяти не осталась. Но видимо, за период с 10 июля по середину августа. Потому что в середине августа немцы заставляли местное население убирать посеянные пшеницу и рожь. Немцы сохранили и колхозы, но их продукция шла на нужды оккупантов.

Хутор Козловка давно уже не существует, и найти могилу наших летчиков — задача почти невыполнимая! В этом заброшенном степном хуторе практически в каждом дворе поисковики находили куски обшивки и детали самолета «Бостон».

А потом Николай Кальченко рассказал одну из местных легенд, услышанную им от жителей сел Расковка и Луговое Богучарского района: «А еще один летчик, возможно, из этого же экипажа (точно не известно), тоже выпрыгнул с парашютом между селами Расковка и Травкино. Его тоже пытались поймать немцы, но он спрятался в лисьей или барсучьей норе, и переждал в ней день. Потом, как вспоминала жительница Расковки Марфа Николаевна Кривошаева, этот летчик вернулся почему-то в Козловку, а не пошел к фронту. Возможно, он пытался найти двоих своих товарищей. Кривошаева в 1942 году жила в Козловке, а ее родня - в селе Расковка. Туда она и переправила летчика к своей родственнице Ирине Алексеевне Кучмасовой. Несколько дней летчик прятался у Кучмасовой. Но его выдала немцам другая жительница этого села. После допроса пленника заперли в амбаре, но ему как-то удалось убежать. И добраться к своим через линию фронта. И вроде бы он приезжал после войны к своей спасительнице Кучмасовой в Расковку». К сожалению, имени и фамилии спасшегося летчика Николаю никто не сообщил.

В 1998 году в богучарскую районную газету пришло письмо от Владимира Леоненко из белорусского города Борисова. Леоненко сообщал, что разыскивает сведения о месте захоронения в Богучарском районе своего родного дяди Николая Борозна, летчика9-го гвардейского авиаполка. Так вот, Леоненко разыскал в соседнем с Расковкой селе Луговое Хрисана Даниловича Кривошаева. Тот вместе с сестрой летом 1942 года похоронил на пшеничном поле двух советских пилотов. Фамилию одного он назвал – Репин Леонид Матвеевич - из экипажа Николая Шенина! Автор письма Владимир Леоненко ушел из жизни, как и Кривошаев, и узнать о точном месте захоронения Леонида Репина уже нет возможности. К сожалению, поиск тогда, в далеком уже 1998 году, ограничился только публикацией небольшой заметки в районной газете.

На найденной в 2008 году табличке - шильде, то место, где должен быть указан номер двигателя – сильно повреждено, и прочесть номер невозможно. Ясно читается только модель карбюратора - PD12K1. Такой карбюратор устанавливался производителемна двигателях R-2600 самолетов Douglas A-20C, в Советском Союзе их называли «Бостонами».

Пользователям сайта Солдат.ру удалось разыскать родственников Леонида Репина. И 9 мая 2015 в Богучар приезжали его внучка Анна Аганина и племянница Зинаида Орлова. Они побывали на братской могиле в городском парке – там на плите военного мемориала высечена родная для них фамилия. Вместе с богучарскими поисковиками прошли маршем «Бессмертного полка» с портретом Леонида Репина, который навсегда остался молодым. Посетили и школьный музей в поселке Дубрава, где хранятся детали «Бостона», найденные в 2008 году. Побывали гостьи Богучара и на месте крушения самолета, и в хуторе Козловка, где оставили горсть земли с родины Леонида Репина.

Надеюсь, что местная «легенда о бомбере» станет былью, и мы узнаем, кто из летчиков выжил, и приезжал после войны в Богучарский район. Или это летчик другого советского самолета, или совсем даже не летчик, а танкист.

На фото командир звена младший лейтенант Н.П. Шенин. Фото предоставлено Галаниной Е.П. г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.









На фото старший сержант Л.М. Репин. Фото предоставлено родственниками воина.










+1
790
SEA
SEA
09:14

Табличка с двигателя самолета «Бостон», найденная поисковиками отряда «Память» в 2008г. Хранится в музее поселка Дубрава Богучарского района
09:41
Это тот что возле «Гострой могилы» у Расковки упал?
SEA
21:20
Да. Находка оттуда. А эта деталь из Козловки:

SEA
22:10
Деталь вполне могла быть с «Бостона»!

www.airpages.ru/mn/b20_20r.shtml

(2) ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ И УПРАВЛЕНИЕ СТВОРКАМИ ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА. (Смотри Рис. 109.) — Створки охлаждения двигателя управляются с помощью гидравлического давления от кранов, расположенных на правой стороне от пилотского кресла. Верхние охлаждающие створки каждого двигателя управляются с помощью ручного крана. Нижние охлаждающие створки каждого двигателя управляются также от ручного гидрокрана. Створки охлаждения масла управляются с помощью тросовой проводки, соединеных с механизмом управления охлажденим нижних створок двигателя и управляются одновременно с ними. Для открытия охлаждающих створок, переместите рычаг охлаждения в положение OPEN; когда створки открыты до желаемого положения, поверните рычаг управления в положение NEUTRAL. Во избежании бафтинга верхние охлаждающие щитки должны быть закрыты на время всего полета и устанавливаются в открытое положение только при работе двигателя на земле

Деталь с надписью UPPER ENGINE COWL FLAPS
Текст в оригинале:
(2) ENGINE COWL AND OIL COOLER FLAP CONTROLS. (See figure 109.) — The engine cowl flaps are actuated by hydraulic pressure and are controlled by valves located on the panel at the right side of the pilot's seat. Upper cowl flaps for each engine are controlled in unison by a single valve handle. Lower cowl flaps for each engine are controlled by individual valve handles. The oil cooler flaps are connected by cables to the lower cowl flap mechanism and operate simultaneously with the lower cowl flaps. To open the cowl flaps, move the respective control to OPEN position; when the flaps are open as desired, return the control to NEUTRAL position. To avoid buffeting, the upper cowl flaps should be closed at all times in flight and opened only while the engines are running on the ground.

19:55
Сегодня разговаривал с Янченко Л.В., она знает по поводу летчика, что упал самолет возле «гострой», летчик был живой, его действительно выдала одна женщина. Немцы его пытали, как она говорит «издевались», и бросили, думали что мертвый. Но неравнодушные посмотрели, увидели что живой, и спросили у старосты назначенного немцами что делать. Об этом старосте по фамилии Тищенко нужно отдельно исследование проводить. Похоже он был связан с партизанами. Так вот летчика отнесли к реке, к лодке старосты и он отвез его куда то в сторону Боручара к нашим. Значит летчик был еще один, живой.
22:27
Много какойто несуразицы. Представь, летчик выпрыгнул, зачем то вернулся в Козловку, хотя по рассказу Пономаревой труп другого летчика пролежал до зимы. Туда метнулись немцы на мотоциклах, но он от них удрал (что конечно может быть). Почему Пономарева видела один парашют? Может один из экипажа выпрыгнул над Козловкой и пошел искать по напрвлении куда летели? Поищи как можно было прыгать с парашютом из Бостона. На некоторых самолетах могли только в определенной последовательности. Например первый штурман а только потом стрелок-радист, а летчик совсем отдельно. Тогда можно будет предположить что последним прыгнул летчик и это он лежал до зимы, а кто то из экипажа ходил потом. И если он вернулся к своим, неужели никакой весточки в свой родной полк не послал?
SEA
21:10
Последний вопрос я себе часто задавал. Летчик, перешедший линию фронта, обязательно попадал в особый отдел. А там все могло быть. Могли разжаловать, что было еще не так плохо. Я нашел сведения о награждении Шенина Николая Петровича в 1946 году, только не мл.лейтенанта, а мл.сержанта 12-й Воздушной Армии. Других зацепок, к сожалению, нет.
Но скорее всего, это полный тезка, потому что в интернете, скорее всего, родственники Н.П.Шенина из 57-го БАП выложили и его фотографии и ответы из ЦАМО на запросы. Других сведений о награждениях остальных летчиков звена Шенина не найдено. Значит, никто из них не вернулся из того боевого задания.
А что касается воспоминаний, собранных Николаем Кальченко, а также воспоминаний старожилов, у которых мы с тобой были, то за столько лет у них могло все и перепутаться в памяти, и многое позабыться. Настоящая богучарская «легенда о бомбере» получается
SEA
18:38
Буду выкладывать все имеющиеся материалы по данной теме. Может, совместными усилиями приблизим разгадку истории самолета «Бостон»!
Фотографии находок в районе хутора Козловка.

Вероятно кусок броневой обшивки самолета (не уверен точно) с номером. Видны цифры 509070848, первые две сильно смазаны. Надо будет съездить к человеку, у которого эта деталь хранится и внимательно посмотреть этот номер.
SEA
18:58
Еще две детали, найденные в Козловке:

Маркировка на головке болта «ROCKFORD * S.P.Co»


надпись на круге «Аzimuth circle», что переводится как «буссоль, угломерный круг».
Номер 9954 Т
SEA
19:06
А эти находки из района «Острая могила»:


SEA
19:16
Воспоминания Екатерины Семеновны Пономаревой (село Луговое Богучарского района)

«Я все жизнь прожила в Луговом, помню хорошо и военные годы, как их забудешь!
Хорошо помню, и сама видела, как сбили наш самолет над «Гострой могилой». Из самолета выпрыгнул с парашютом только один летчик. И его, наверное, еще в воздухе немцы убили. И сразу вся техника немецкая с села поехала вверх, туда, на «Гострую». Ходил слух, что он лежал на «Гострой» до морозов, и зимой с мертвого летчика кто-то снял обувь. Вроде, так говорили. Я сама не видела. А сбили самолет летом. Когда точно? Немцы на тяжелых мотоциклах вьехали в село 10-го июля, это я точно запомнила. Где-то в это время и сбили самолет. Помню, вокруг горело все на полях, и самолет падал и горел. Это осталось в памяти.
Еще знаю, что другой наш самолет сбили над Твердохлебовкой. Не в июле, а где-то в августе месяце. И двое летчиков прятались в камышах возле речки. Меня мать послала накосить травы, я пошла к речке, стала «шморыгать» косой. Слышу, из кустов: «Девочка, девочка, не пугайся!». Я бросила косу, и побежала домой. Прибегаю, и говорю матери: «Мама, там, в камышах, наверное, наши солдаты прячутся. А я испугалась и убежала». Мать и говорит: «Иди обратно туда, бери косу и коси, а если они отзовутся, то узнай, что им нужно. И не бойся никого».
Прихожу опять туда, к камышам, и через время опять слышу голос: «Девочка, у тебя мама есть? Есть и мама, и бабушка с дедушкой, – отвечаю я. Скажи маме, чтобы передала тряпочку чистую, и привяжи ее на веточку». Видимо, раненый был среди них.
У нас в селе одна женщина работала в немецком госпитале, и я взяла у нее бинты. Мать собрала еду, и я с бинтами и едой опять пошла к камышам. «Дядя, дядя, я принесла еду». Так я ходила недели две или полторы туда, оставляла еду и воду. Из камышей летчики не выходили.
Однажды я увидела машину с немцами, они собирались ехать к речке. Я подумала, что это они будут искать летчиков. Что есть сил я побежала к камышам. Кричу: «Дядя, там немцы на машине, видно, вас ищут, уходите!». Немцы подъехали к реке, постреляли по камышам, и уехали. Меня мать потом послала к речке узнать, живы ли летчики. Они отозвались, но через пару дней ушли, видно, подлечили свои раны».
21:54
Чуть подредактировал твой комментарий, строки что они жили в хате по дороге в Богучар это говорила Пилипенко Екатерина Ивановна про Расковку. Пономарева жила почти там же где и сейчас.
Давай на основании рассказа Пономаревой полноценную статью напишем, я как раз с переносом сатей в другой раздел закончу.
SEA
23:36
Спасибо!
SEA
21:06
В базе данных сайта Мемориал нашел интересную запись в Книге Памяти Самарской области

Сержант Кирюшов Алексей Иванович служил пилотом в 140-м бомбардировочном полку 270-й БАД 8-й Воздушной Армии. В донесении части сказано «7.09.1942 не вернулся из боевого задания из района Маноилин». А в Книге Памяти — похоронен в с.Козловка Воронежской области.
Кирюшов числится похороненным в селе Радченское (перенесен из Козловки). Почему так? Спрашивать особо не у кого. На неделе заеду в Радченскую с/администрацию, может, у них есть какая-то информация.
Возможно, именно летчики 140-го БАП захоронены в хуторе Козловка. Смущает, правда, то факт, что вылетели они на задание в район Манойлин. А это хутор в Клетском районе Волгоградской области. Далековато от Богучара…
21:08
А когда хоронили его в Козловке, как имя узнали. Немцы документы не забрали?
SEA
21:20
Этого я не знаю. Возможно, местные жители сообщили. Или кто-то давно проводил поиск, как мы сейчас.
21:30
А ты не думал попытаться собрать сведения о всех самолетах пропавших и погибщих на территории района за период с июнь по январь 42 года. Может картинка прояснится? В смысле вдруг в декабре 42 еще в Козловке самолет падал?
SEA
20:44
О пропавших самолетах в донесениях в/частей будет указано «Не вернулись из боевого задания», в лучшем случае будет сказано из какого района. Список из нескольких упавших самолетах есть у Новикова, но там данные по району ст.Калитва — Дерезовка в основном.
У меня есть сведения о двух самолетах в селе Радченское, известны и фамилии пилотов, но самолеты эти погибли зимой 42/43 годов.
SEA
20:38
Воспоминания Ворошилиной Екатерины Степановны (в годы ВОВ жила в хуторе Барсуки).
"… Было лето 1942 год. Из стороны села Загребайловка, к ним в хутор на мотоциклах с автоматами наперевес, с криками въехали немцы. Следом за мотоциклами ехали танки. Через некоторое время над хутором появился наш советский самолет. Он был тут же сбит выстрелом из танка...".
Не знаю, можно ли из танка сбить самолет? Но история о сбитом 10-11 июля 1942 года советском самолете была и в х.Барсуки.
21:30
Он был тут же сбит выстрелом из танка...".


На танках зенитные пулеметы бывало стояли. Вот еще к кому обязательно сходить надо.

Обычно самолеты же по одиночке не летали. Это исключительный случай. Либо отстал, либо звено разогнали, либо разведчик
SEA
00:17
Мне сообщили даже фамилию немецкого летчика, который в 10-57 и 10-59 по МСК сбил два самолета «Бостон». Но точное место этого воздушного боя неизвестно. Еще один немец сбил «Бостон» в 10-58. Получается, три самолета в течение 3-х минут. Но проку от этой информации мало.
А вот такая точно шильда, как найденная в районе «Острой» (нашел на каком-то форуме):

Теперь точно знаю место, где указан нужный номер.
SEA
00:08
Выезжал на место крушения «Бостона», успел еще до дождей. Найдены мелкие детали самолета, которых там в великом множестве на небольшой глубине. Обязательно нужно подумать о возможности установки на этом месте памятного знака!!!
01:15
Там где то лежит летчик, вот его бы найти и тогда памятный знак будет точно
SEA
21:16
Командир ПО Память был на приеме у замглавы районной администрации. Тот поддержал идею установки памятного знака. Только, как это часто у нас бывает, не забылось бы, что обещалось. Плюс надо решать вопросы с поселением: без помощи главы не решить вопрос. Я не знаю точных границ между Луговским и Радченским поселениями, место крушения напротив курганов — чья земля?
21:22
Там все Луговское поселение. Граница с Травкиным километрах в 4-5 южнее.
SEA
21:42
Тогда дело уверен сдвинется!!! Ромащенко — уверен поможет! Тут еще такая тема: я видел в интернете такие вот памятники на местах крушений самолетов, указывали еще и фамилии летчиков, если они известны. С этим у нас проблема! А сам вид памятного знака я примерно себе представляю.
Загрузка...