Об возникновении украинских фамилий.
Когда-то в детстве, задавшись вопросом происхождения своей фамилии, я прочитал множество специальной литературы и простых предположений. По детской наивности представлялось, поскольку моя фамилия Пилипенко, что примерно в 14-15 веках на Украине жил легендарный Филипп, по украински Пилип, наподобие библейского Адама, от которого и произошла фамилия, а потом распостранилась по всей стране. Возможно примешана половецкая кровь, так как есть пресловутый суффикс - ко и т.д. Много предположений и никакой конкретики.
Причем в моей родной деревне было много однофамильцев, но не родственников, и все отличались ещё внутренними "прiзвiщами", "прозвищами", что с украинского переводиться как "фамилия". Так моя родня, это Серёженки, другие были Демьяны, ещё, если не ошибаюсь, были Мотьки и ещё штук десять прозвищ, которые сейчас забыты, так как их обладателей уже не осталось. Я в детстве на вопрос взрослых "чей ты?" так и объяснял, мол, Ивана Серёженкова внук и всем всё было понятно. Опять же в детстве я думал, что в середине восемнадцатого века в деревне поселился первый Пилипенко, от которого пошли уже потомки. Конечно же, всё было не так...
Самое близкое к действительным событиям предположение, как теперь мне кажется, - переселенцы из Украины часто переезжали не по одиночке, а по нескольку семей из одного поселения, большим обозом. Уходили из "слобожанщины" на более свободные земли. Приезжая на место, выяснялось, что совсем свободных земель нет, но можно поселиться рядом с ранее прибывшими "хохлами" на земле уже принадлежащей казакам. Мои предки поселились на хуторе, которым владел казак Загребайлов. Поселились целой улицей вдоль реки, причем здесь уже старались жить рядом со своими родственниками, и отделяясь от "чужих". Отец показывал "наш" родовой колодец и колодец другого "прозвища". На протяжении двухсот лет существовала целая улица людей, объединённая одной общей фамилией Пилипенко, но четко разделяющаяся внутри.
С большой долей вероятности могу сказать, что предки мои пришли с Полтавщины, с села под названием Пилипенки. Таких в Полтавской области, да и во всей Украине только три. Узнать из которого, теперь уже нет возможности. Когда они приходили в Богучарский уезд их спрашивали, "кто же вы будете?" и отвечали "Та, Пилипенки…" Так и получилась объединённая фамилия Пилипенко, которая перешла в ревизские сказки, а затем в паспорта, да так и осталась. А фамилии, которые существовали на старом месте жительства, превратились в прозвища, а теперь и совсем забылись. То же касается большинства украинских фамилий распостранённыхв "хохляцких" районах Воронежской, Курской, Белгородской и Ростовской областях. Для фамилий Клименко, Литвиненко, Писаренко, Петренко, Кузьменко, Пащенко, Матвиенко, Лысенко и прочих можно найти свое поселение на карте Украины в Полтавской области. И практически у каждой в селе есть дополнительные прозвища, что опять же говорит о том, что люди переселялись группами, имея одно объединяющее их наименование.
Если сравнить карты, то можно заметить что и некоторые названия поселений на Украине и Воронежской области совпадают. Например Ольховатка, Цапков, Стеценко, даже Варваровка, но тут наверно просто совпадение.
Мне кажется, что завесу происхождения моей фамилии и ей подобных я открыл, и что бы узнать что же происходило ещё раньше восемнадцатого века, то придётся искать среди сёл находящихся в тридцати – сорока километрах от знаменитых Гоголевских Диканек и Миргорода, большинство современных потомков украинских переселенцев родом оттуда.
Малороссы сюда шли почти до конца 19 века пока уже земли совсем стало мало. Надо сказать что концентрация русских фамилий уменьшается от Дона на запад до Северского Донца. А за Донцом русских фамилий опять больше, где Луганск и Донбасс. Этот «клин» между Доном и Донцом заселяли малороссы. А по Дону слободы конечно изначально заселялись выходцами из России. Щербинины в селе есть. И много. Фото ветеранов Щербинин